Стартовым «капиталом» компании Тома Жаки были остатки пищи из кафетерия Принстонского университета. По итогам 2009 г. оборот его компании TerraCycle составил $12,5 млн.Первоначальная идея Жаки о бизнесе по производству
удобрений с помощью червей выросла из бизнес-плана, составленного для
конкурса предпринимателей, проводившегося в Принстонском университете.
Логотип перерабатывающей компании Жаки нарисовал во время
скучной лекции в университете. Теперь он красуется примерно на 1,5 млрд
упаковок товаров, продаваемых в магазинах США, от соков Capri-Sun до
драже M&M. «К концу 2010 г. таких упаковок будет от 20 млрд до 30
млрд по всему миру», — рассказывает бизнесмен.
Пять складских помещений TerraCycle, расположенных на
территории США, получают миллионы единиц упаковки, собранных более чем
8 млн человек, включая школы и благотворительные организации, которым
платят 2-3 цента за упаковку. Вместе с другими материалами — например,
бракованными рулонами упаковочной бумаги — отходы перерабатывают в
такие товары, как мусорные ведра, рюкзаки и пеналы.
В 2007 г. дела у компании шли хорошо, и она начала платить бригадам
по сбору мусора, чтобы те присылали использованные бутылки из-под
газировки и другой мусор. Эта инициатива привела к заключению контракта
с производителем йогуртов Stonyfield, входящим в группу Danone, на сбор
и повторное использование стаканчиков из-под их йогурта.
Затем к Жаки обратились из небольшой начинающей компании
Honest Tea: там искали способ переработки пакетиков из фольги и
пластика, структура которых не позволяла перерабатывать их обычным
способом. По контракту упаковка Honest Tea перерабатывается в рюкзаки,
продаваемые под их же брендом.
Потеряв в 2008 г. $4,5 млн, теперь компания имеет прибыль и
продолжает ежегодно удваивать оборот. При том что нарушает все правила
по расширению для начинающих компаний. «Все, что мы делаем, делать не
рекомендуется», — говорит Жаки. Среди таких необычных шагов —
подписание в самом начале работы огромных контрактов на продажу
удобрений в розничных сетях Home Depot и Walmart Canada, а также
разработка широкого ассортимента товаров и выход на зарубежные рынки.